вторник, 3 сентября 2013 г.

проект БАБОЧКА - lapbook

доброго всем времени суток))) это будет большой пост про маленькую бабочку) 
лето кончилось, а о нашем с Сережей летнем проекте я так и не написала. и вот спешу рассказать. тема проекта - бабочка. почему бабочка? - потому что лето)))
а почему проект? - потому что я послушала вебинар о проектной деятельности дошкольников и поняла, что это интересно и правильно. это совместная работа ребенка и взрослого. это знания, которые в конечном итоге принимают определенную форму - lapbook. 
что такое lapbook? - это итог проекта, папка в которой собраны результаты ваших совместных исследований. и это не страшно и скучно, как может показаться на первый взгляд. оформление такой папки это творческая работа, а для мам это может стать реализацией идей скрапбукинга (если кто увлечен этим видом рукоделия)
эта тема заняла нас Сережей больше чем на месяц. началось все с подготовки к походу в музей бабочек в Парке Победы.
мы рассмотрели бабочек в красивой книге, прочитали в миллионный раз Голодную Гусеницу, рассмотрели цикл развития бабочки и поехали в музей.
маленький оффтоп - почему в зоопарках, музеях, планетариях устанавливают аттракционы!????
придя в зоопарк, чтобы посмотреть животных, дети забывают обо всем, увидев эти машинки и прочее(((( приходится ходить в обход(((
добрались до входа.

а в музее такие чудеса!!! утром из кокона вылупилась правая бабочка, а перед нашим приходом левая!!! крылышки у них мокрые как будто и мятые, вот они сидят и сушат и расправляют их на воздухе. крылышки менялись каждую минуту! просто потрясающее зрелище для малюсенького музейчика)

это вид всех коконов в музее. слева видно два большущих кокона (я конечно забыла название этих бабочек) бабочки в больших коконах сидят 6 месяцев, а после умирают через 3 дня( такая вот жизнь.
глаз от коконов мне было не оторвать, так интересно и необычно!
тут бабочка лакомится медовым нектаром. я все разузнала у экскурсовода - про коконы, про питание и т.д.
коконы привозят в город на самолете из тропических мест, гусениц не транспортируют, это очень сложно. в музее яйца бабочки не откладывали пока. так что гусениц в музее вообще нет(

10% медовый нектар явно нравится этой бабочке.

вместе с бабочками там живут волнистые попугайчики, водоплавающие черепашки, хомяки и очень красивые птички в клетке. название я тоже не запомнила. 







посмотрев на бабочек я решила завести дома свою бабочку.  вооружившись сачком и банкой мы пошли в парк и нам повезло, летало очень много Крапивниц. одна из них и стала нашим питомцем.

я постаралась сделать для нее хорошие условия, насколько это было возможно. из пластиковой этажерки я сделала жильё. на дно положила мешок и закрепила его скотчем, насыпала земли и пересадила петунию, сеткой для коляски накрыла и закрепила булавками. помимо земли мы с Сережей насыпали песочка. бабочка жила на балконе на свежем воздухе. она быстро освоилась, летала и попробовала цветок.
Сережа был в полном восторге, несколько дней он сидел на балконе и наблюдал за ней.

а понаблюдать было за чем, спать бабочка ложилась примерно в 20-00, а вставала поздно около 11 утра, когда воздух становился достаточно теплым. когда бабочка спит, то усики она прячет и голова ее выглядит как попа (извиняюсь) я первый раз так и подумала. и ничто ее не может разбудить, тряси и дергай, она спит. а если она просто сидит, то усики видно и взлетает она от любого дуновения.
так вот уютненько и сидел Сережка, наблюдая за ней)))

в перерывах между играми и наблюдениями, я предлагала Сереже разные печатные задания. мы повторили, что бабочка - это насекомое, а у насекомых 6 ножек.

некоторые наблюдения Сережа начал оформлять для папки, я предложила ему рассмотреть бабочку, подобрать нужные цвета и нарисовать ее.

преобладают черный, красный и оранжевый, теперь мы ее ни с кем не перепутаем)

далее у нас возник вопрос, а чем нам ее кормить? достаточно ли нектара в петунии? 
наблюдая, мы заметили, что сидит прямо в цветочках бабочка часто, но не понятно, что она делает. 
 поэтому мы решили подкормить ее апельсином. но есть его она не стала и даже не присела ни разу. но апельсин привлек гостя, который несколько часов так просидел и больше не приходил.
после мы делали просто сахарную воду, но она Крапивницу тоже не привлекла. а медовый нектар привлек только очень много ос.
бабочка не осталась без подарка от Сережи. с помощью папиросной бумаги получился почти витраж.



задания я предлагала разные - сложи слово по образцу, например.

а эта сенсорная коробочка с гидрогелевыми шариками и стеклянными бабочками 3 недели по выходным занимала Сережу по утрам. щипчиками для сахара Сережа вылавливал шарики и раскладывал их по цветам в узенькие горлышки солонок.
легенда было о лекарстве для бабочек. сенсорные коробочки в 3 года должны быть со смыслом, а иначе они либо не интересны, либо содержимое разбегается по комнате.

театрализация Голодной Гусеницы стала ежевечерним ритуалом практически)

кстати, очень мне понравилась идея с этой книжкой, отверстия можно использовать как шнуровку!!! зеленый шнурок - это гусеница)

из заданий на скорую руку, нарисовала 2 бабочек и взяла геометрические фигуры, я делала 1 крыло, а Сереже предлагала повторить узор на втором. пока задание не нравится Сереже, как бы бабочка не просила его помочь вылечить ей крылышко. 

переходим к лэпбуку. собрав интересующую нас информацию мы начали оформлять папку. Сережа активно помогал. 
обложка спереди.
за основу я взяла обычную папку-скоросшиватель. скрепки убрала, обклеила цветной бумагой внутри и снаружи.
сзади приклеила кармашек для печатных заданий и творческих работ.
разворот, идея украсить бабочку манкой цветной Сережина, я не стала его отговаривать, получилось красиво и фактурно.

 
все картинки открываются как окошечки и под ними разная информация - почему бабочка так называется, где обитает, сколько живет, сколько ползает гусеницей, цикл развития, чем питается, плюс стихотворение, пальчиковые игры.

 

и в кармашке папки еще одна папка - строение бабочки. трехсоставные карточки по методике Монтессори.
извиняюсь, что вверх ногами)
мы рассмотрели все части бабочки, а для интуитивного чтения я оставила 4 пары. Сережа хорошо справляется с этим заданием.
Сережа помогал как мог)
выучил стихотворение - БАБОЧКА КРАПИВНИЦА, ТЫ МОЯ ПРОТИВНИЦА))

попытался разобраться с жизненным циклом.
но лучше карточек в этом помогла пластилиновая инсценировка голодной гусеницы)





 очень много печатных игр и заданий можно найти на сайте  mamadelki






все печатные задания я оформила в отдельную папку, в лэпбук они не помещались уже)
 За работой)))



спустя 2 недели бабочка умерла, Сережа считает, что она вымерла. теперь она в банке в холодильнике и я не решила что с ней делать. 
 в музее видела картины и серьги из крыльев!!!


















6 комментариев:

  1. Алина, у вас, как всегда, основательный такой продукт получился))

    ОтветитьУдалить
  2. Вау! Какой у вас проект суперский получилась! Просто великолепно, потрясающе и креативно!
    Наверное, после такого плодотворного месяца Сережа все теперь знает о бабочках)
    Алина, еще я так рада видеть свое лото в ваших фотографиях, значит не зря старалась, очень рада, что оно вам пригодилось.
    Хочу пригласить вас лично на свой сайт,я изготовила новое пособие со Смешариками, так что заходите, буду очень рада вашему визиту!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. !!!! вот чье это лото!!! а то я скачала и забыла где, а сейчас в другом блоге девочки спрашивают, где я взяла его? а я и не помню)))

      Удалить
    2. ))) главное что для занятий используется и несет пользу, а чье и откуда уже не столь важно!)))

      Удалить
  3. Вот это да - целый месяц изучения бабочек! Явно растет будущий ученый - натуралист.

    Понравился музей с бабочками, вылупляющимися из коконов. Я где-то читала, что можно самим вырастить бабочку из гусеницы, все собираемся поэкспериментировать.

    ОтветитьУдалить
  4. Алина, вот теперь то я знаю, что такое делает с детьми Наталья lapbook! Супер! Столько всего! Я к своему стыду только с детьми в детском саду и центре занимаюсь, а со своим мои родители - что могут. Я чуть-чуть, а вот чтобы вот так как вы - этого рядом нет. Буду брать с вас пример! Попробую сделать что-то похожее. Я в своем блоге рассказывала как бабочек делала может и вам понравится.

    здесь http://reshetova.blogspot.ru/2013/06/blog-post_3.html

    и здесь http://reshetova.blogspot.ru/2012/09/blog-post_28.html


    ОтветитьУдалить

ГеографиУм - 5,6 - пробный урок для 5 и 6 классов

Здравствуйте, дорогие друзья! Логичным продолжением Окружариумов становится программа по географии (и по биологии тоже - Ботаникум и Зоологи...