пятница, 22 ноября 2013 г.

Время - Монтессори материалы и размышления.




Время....время... если бы у меня было больше времени, я бы успевала гораздо больше))) 
к чему я веду? а к тому, что у блога  УЧИМСЯ ИГРАЯ праздник!!! 3 года!!! я не могу вспомнить сколько я знакома с детищем, нет с дитём Марии Костюченко, кажется что 2 года точно, а то и больше. поиск интересный занятий для сына приводил не раз меня в гости к Маше) и от общения с ней и посещений блога и сайта воспоминания самые хорошие) я искренне поздравляю Марию с днем рождения ее любимого блога, желаю процветания, роста, вдохновения!!!
и в честь трехлетия блога Мария проводит конкурс на тему ВРЕМЯ.
                                                                конкурс Тематические игры. Время
Детки ощущают время иначе чем мы, им трудно поверить, что родители, а тем более бабушки и дедушки когда то были такими же как и они малышами. Да и смену времен года малыши чувствуют иначе, они ближе к природе и внимательнее нас. Мы-взрослые за обилием дел многое не замечаем вокруг, и я стараюсь учиться у Сережи внимательности и любознательность!
Малыши живут сегодняшнем днем и данным мгновением, а взрослые уже отягощены жизненным временным планом. Я думаю, малыши ощущают чудо, когда начинают улавливать течение времени. И можно помочь деткам научиться чувствовать и видеть течение времени.
В Вальдорфской педагогике вся жизнь детей подчиняется ритму года и каждый месяц это целая эпоха, например сентябрь и октябрь- это эпоха урожая, а ноябрь - эпоха фонариков. И вся деятельность деток направлена в русле эпохи, например, сейчас в ноябре детки изготавливают фонарики, гномиков и декорации к празднику фонариков, учат песенки и стихи, рисуют и читают на эту тему. 

В Монтессори педагогике нет такого активного акцента на время года, но как правило, творчество, некоторые упражнения и убранство помещения меняются с наступлением нового времени года. Мы дома стараемся так же придерживаться стиля обеих этих школ. Всегда меняем декорации в квартире на соответствующие времени года и в творчестве преобладает сезонная тематика. 
Как вы знаете, я увлекаюсь Монтессори педагогикой, многое читаю, ищу интересные идеи и что то внедряю в жизнь. Хорошему физическому и психологическому состоянию ребенка способствует строгий ритм и расписание дня, и это не для кого не секрет. В сензитивный период порядка для детей важно чтобы порядок был не только в окружающей обстановке, но и в распорядке дня, так у детей наступает порядок в сознании. Хаос в голове начинает упорядочиваться. А если основные дела рабочего дня постоянно скачут, то малыш начинает нервничать и теряться. Даже сейчас Сереже уже 3,4 а он очень чувствителен к режиму. А уж ранняя темень за окном вообще вводит его в заблуждение и в 7 вечера он спрашивает не наступила ли еще ночь?
Для ориентации ребенка во времени суток и года не обязательно обзаводиться кучей материалов, главное -это общаться, разговаривать и обращать внимание на природу и погоду. А еще важно соблюдение ритуалов- проснулись, умылись, поели, убрались, позанимались, погуляли, поели, почитали, поспали и тд. 
Тогда ребенок научится чувствовать время.
Я хочу рассказать о Монтессори материалах, для изучения времени и показать, что мы уже успели сделать.
С моим выходом на ежедневную работу у нас появился календарь неделька, идея не моя, но такой вариант для Сережи оказался самым понятным. 2 листа картона склеены в длину, с обратной стороны приклеены магниты для крепления на стену, домики из цветной бумаги, главное -  это дни недели и машинка, которая едет от домика к домику, а в сб и вс наступают долгожданные выходные. Сережа с помощью календаря тренирует счет, запомнил дни недели и наглядно видит выходные) над домиками можно сделать солнышко, тучку или снежинки, для обозначения погоды в этот день, мы сделали еще цветок в вазе и кошку на магнитах, кошка садится на крышу, а цветок мы ставим в окошко соответствующего дня.

Все предельно просто, но очень эффективно. Сережа принимал активное участие в изготовлении календарика, это уже вторая версия, первая стерлась до дыр) это не классический Монтессори материал, но если к нему добавить метки для самоконтроля, то он превратиться в материал для самостоятельной работы. Можно сделать 7 листов со схематически нарисованными домиками на каждый день и вывешивать лист рядом, ребенок будет смотреть и выставлять нужный день недели.


А это часы,этот материал я нашла на просторах иностранного интернета в сообществах Монтессори блогеров. Они будут дополняться в процессе изучения.

пока что Сережа уяснил что короткая стрелка часовая, а длинная - минутная. научился расставлять цифры и называть их. и выставлять нужный час. 

следующие 3 фото не мои, я просто хочу вам показать что получится. наши часы я сделала из крышки металлической от печенья и листовых магнитов.
 
А вчера мы прошлись по Сережиной ленте времени))) раскатали рулон бумаги, достали фотографии и рассмотрели Сережкины достижения от рождения и до 3 лет. Тут тоже не обошлось без его помощи. Он писал простым карандашом, а я фломастером. Сказал, что хочет поскорее научиться читать))) и тут у меня возникла идея сделать небольшие подписи к фото, а Сережик потихоньку читал и довольно неплохо. Так что получилось еще и пособие доя чтения) мы отметили главные вехи развития, ползание, умение сидеть, стоять и ходить. Так мило было все это вспомнить))))
Сережа начал спорить, что он еще маленький.
Тут же достали сумочку с его детскими памятными вещичками, Сережа померил пинетки...
И понял, что подрос, а потом...

Прикинул чепчик и точно подрос)
Еще мы сравнили его и мое фото в год, похожи)
А это давно любимые Сережкой часики, он любит с ними играть и иногда ориентируется по ним.


Еще из Монтессори материалов- 
Календарь- берется 4 рейки окрашенные в белый -зима, зеленый-весна, красный-лето и желтый-осень цвета. Набивается 365 гвоздиков соответственно. Необходимо подготовить корзинку с ленточками цветов, соответствующих времени года и маленькие символы праздников на ленточках. Начинать заниматься с таким календарем лучше 1 января, когда начинается год. Будет наглядно видно сколько осталось времени до встречи с Дедом Морозом) каждый день после завтрака следует привязывать к гвоздику 1 ленточку или вешать символ праздника.
У нас календарь в процессе изготовления пока, я взяла пробковую икеевскую доску, цветную бумагу, гвоздики и ленточки. 
в планах изготовление еще нескольких пособий- 
Пазл дни недели
Время суток
Круглый год
а напоследок мы послушали тишину и засекли время, в тишине мы прислушивались к звукам и называли что услышали после окончания времени тишины. старались увеличивать время тишины, пока 3 минуты. так Сережа начал ощущать течение времени.

спонсоры этого конкурса просто потрясающие!!!

Новогодние книги из-во Речь
Игра Самоцветы
фото убонго





5 комментариев:

  1. Алина, как всегда шикарно!!!! Спасибо за добрые слова, за участие в конкурсе, за поддержку!!!!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, как нам все понравилось! И часы, и лента времени! Спасибо за рассказ и чудесные идеи!

    ОтветитьУдалить
  3. Ух ты, какое занятие у вас получилось интересное! Столько разных идей применили!

    ОтветитьУдалить
  4. Мне понравились Ваши часы Утро-День-Вечер-Ночь. Хорошая идея привязать эти понятия к часам, т.к. время - 1,2,3,,,,12 часов трудно понять ребенку

    ОтветитьУдалить
  5. Прекрасные игрушки для развития деток! http://ecomontessori.ru/ - вот игрушки из монтессори материалов. очень хороши для развития вашего ребеночка! Здесь вам расскажут что и для чего. Помогут справится с проблемами детского развития, если таковые, конечно, имеются...а если нет, то это и к лучшему) просто помогут ребенку развиваться быстрее)

    ОтветитьУдалить

ГеографиУм - 5,6 - пробный урок для 5 и 6 классов

Здравствуйте, дорогие друзья! Логичным продолжением Окружариумов становится программа по географии (и по биологии тоже - Ботаникум и Зоологи...