К основному контенту

АНАТОМИЯ ПО СРЕДАМ 1 - КЛЕТКА




Долго я собиралась с мыслями и готовилась к началу занятий по анатомии человека с Сережей, подбирала материалы, книги и интернет ресурсы. И на прошлой неделе поняла, что пора, так захотелось мне рассказать сыну про клетку)))
занятие очень простое, без сильного углубления в тему, просто общие понятия, никаких схем и классификаций. более подробные занятия начну может через год, а может и позже.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ




1)    Презентация на английском, но все очень наглядно и понятно


  2)  Строим из конструктора человека, как из клеток-наше тело состоит из клеток, каждая клеточка – это отдельная живая система.
3)    Опыт с луком на стекле и с лупой - Из чего все построено?
Дом построен из кирпичей, бетона, деревянных балок и стекол, все это строительные материалы, так и живые организмы состоят из особого строительного материала – КЛЕТОК.  Возьмем луковицу и разрежем ее, из серединки отделим тоненькую пленочку и приложим ее к стеклу. Посмотрев на нее через лупу можно увидеть клетки. Клетки содержат жидкость(плазму) с важными частицами (органеллами) и очень важное ядро(которые видно только в сильный микроскоп). Снаружи клетка защищена клеточной стенкой. Наше тело тоже состоит из клеток, но они такие маленькие , что разглядеть их можно только в мощный микроскоп.
4)    Человек из пластилина плоский и разные крупы-клетки, делаем аппликацию.
5)    Функции клеток – дыхание, питание, выделение, деление и смерть – которые осуществляются за счет маленьких специальных органелл. Можно попробовать зарисовать.

6)    Клетка из желатина и разных пуговок-органелл

7)    Домино – формы клеток – найди сестричку для клеточки

8)    С. Шукшина – это что же? (стихотворение про клетки) из книги 
Мир человека. Я и мое тело. Тематический словарь в картинках

9)    Г. Юдин ГЛАВНОЕ ЧУДО СВЕТА – глава 2, из чего мы сделаны, часть 1.

Георгий Юдин - Главное чудо света обложка книги
хорошая книга для малышей, Сережа любит получать информацию в виде истории или сказки, это как раз подходящий вариант, мы даже немного инсценировали главу про клетку  
еще книга - ТАЙНЫ АНАТОМИИ
Тайны анатомии
мы ее просто читаем под настроение, если Сережка устал и лежит спокойно слушает, то он легко может послушать и одну главу из этой книги. описано путешествие детей по телу человека. очень интересно. иллюстрации просто потрясающие!

начали мы с поиска клетки с пленочке лука, разрезав луковицу, Сережа сразу поинтересовался, ГДЕ СКЕЛЕТ?)))))) ведь это Чиполлино и он мальчик, должен быть скелет. вот и первый внеплановый вопрос)) обговорили, что это сказочный персонаж, лук-растение.
отделили нужную часть, поплакали от лука и рассмотрели его в лупу. клетки видно, но плохо, нужна более сильная лупа, опыт оказался НЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ.
переходим к модели клетки
это модель клетки из книги Юдина.
в книге он сравнивает клетку с маленьким заводом

а это одна из наших моделей клетки - тоже завод, построили мы эту клетку из лего - крепкие стены - КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
тут же видно человека из лего - каждый блок - это отдельная клетка.
Сережка всех теперь удивляет высказыванием, что человек состоит из КЛЕТОК.
Клетки нужны питательные вещества, которые она захватывает с помощью эндоцитоза - проще говоря, машинка с полезной морковкой заезжает в клетку, оставляет полезный овощ в клетке, а ненужную ботву морковки (продукт переработки) вывозит обратно.
Сереже это очень понравилось. с восторгом рассказал папе вечером и показал.
клеточки очень маленькие и видно их только в очень мощный микроскоп, который мы сделали из рулона от бумажных полотенец и туалетной бумаги. рассматриваем разные клетки и ткани из книги Тело человека
Тело человека
 а это клетки из Юдина.


пора поговорить и об устройстве клетки - завариваем заранее желатин - это будет цитоплазма.
квадратная стеклянная миска, ее стенки - это клеточные стенки, разные пуговки - это различные органоиды. я просто их называла, и говорила кратко функции.
1. клеточная стенка, которая окружает клетку извне, защищает ее, придаёт устойчивую форму, предотвращающую от разрушения.
2. цитоплазма - жидкая среда клетки в которой находятся все органоиды.
3. митохондрии - вырабатывают энергию.
4. ядро - главный правитель в клетке.
5. рибосомы - вырабатывают белок
6.  лизосомы - переваривают пищу




занятие это оказалось очень увлекательным. 
а пока наша модель застывала в холодильнике, мы поиграли в домино - клетки бывают разной формы, это отличный повод повторить геометрические фигуры, помоги клеткам сестричкам встретиться. 
на домино Сережу долго не хватает - 2 мин и все. нарисовали мы его сами на плотном картоне.

 в книге "я и мое тело" (см выше), есть на каждую тему мини плакатик и задания, что очень удобно. здесь видно, но плохо, картинку с человеком и вокруг клетки-человечки, которые выполняют разные функции- думают, едят, моются и прочее. мы обсудили разные функции клеточек и сделали пластилинового человечка из разных круп-клеток.

такой симпатяга получился)
заметьте, фасолины - это КОСТИ и придумал это Сережа.
в контакте можно найти мультик ГУППИ И ПУЗЫРИКИ - 1 серия про больницу, самая любимая серия, там очень много говорится про скелет. 


 наша модель клетки застыла и теперь можно ее разглядеть и разобрать - сенсорная коробочка)




 материалы для скачивания - все на английском, я пока не стала делать карточки и презентации по анатомии, но в ближайшее время исправлю это.

 http://yadi.sk/d/0uAdOeVc5Dzlc

занятие прошло очень интересно, Сережа явно не скучал, рисовать клетку отказался, попробуем в другой раз. главное, что ребенок вынес- все живое состоит из клеток и клетки разные. думаю, для (почти) трех лет этого достаточно)
Спасибо, что дочитали, надеюсь вам понравилось.
БУДУ РАДА КОММЕНТАРИЯМ.
П.С. я не собираюсь делать из ребенка анатома и запихивать в него насильно знания! все это делается для интересного и полезного совместного времяпрепровождения. мне эта тема очень интересна, поэтому и Сережа может "заразиться" моим интересом и узнать что то полезное.
и сколько он запомнит и что поймет НЕВАЖНО. экзаменовать ни по каким разделам я его не собираюсь)
наши анатомические среды принимают участие в проекте НАУЧНЫЕ ЗАБАВЫ в блоге КРЕАТИВНАЯ ФИЗИКА  совместный с КОЛЛЕКТИВНЫМ БЛОГОМ МАМ 

Комментарии

  1. Замечательное занятие по клетке! Просто супер. Спасибо за участие в проекте.
    К стати, вы стали 40-вым участником, а я обещала по достижении этого числа новый приз разыграть. Так что заходите вскоре посмотреть результаты.

    ОтветитьУдалить
  2. !!!!! ничего себе!!! юбилейное сообщение)))
    спасибо)
    будем и дальше участвовать в ваших проектах!

    ОтветитьУдалить
  3. Насыщенный у вас получился день))
    У меня атлас по анатомии ещё со студенчества валяется. Сын поражал знакомых, когда на вопрос, где у тебя сердце, показывал и у себя и у других)) - бабушка, лелея мечту о продолжении врачебной традиции в семье, "читала" с ребёнком этот атлас..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СПАСИБО) бабушки вообще очень трепетно относятся к традиции врачебного образования.

      Удалить
  4. Замечательное занятие ! Очень насыщенное. И очень интересное. Причем и для маленьких ребят, и для начальной школы и актуально, и познавательно, и творчески. Здорово ! Спасибо !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо большое) я бы для начальной школы добавила микроскоп и несколько препаратов интересных и более детально рассмотрела строение и функции клетки. но тогда бы занятие было не 1 день, а 2.

      Удалить
  5. Очень интересное занятие! Большое спасибо за идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо) а я у вас про первобытный мир читаю)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

НАША ДОБРАЯ ШКОЛА - ОКРУЖАРИУМ-1,2

Приветствую всех! В этом посте собрана информация по нашему проекту ОКРУЖАРИУМ-1,2 Это не курс - это программа для самостоятельного прохождения! •Основная идея проекта ОКРУЖАРИУМ-1,2 - освоение школьного предмета Окружающий мир (за основу взят учебник Плешакова, программа Школа России, 1-2 классы) через создание детьми СОБСТВЕННЫХ пособий - "Большая книга знаний" и/или серия лэпбуков (это тематические папки, которые можно со временем дополнять материалами, собственными исследованиями  и интерактивом). Помимо освоения программы мы будем писать, рисовать, вырезать, клеить, иногда лепить, слушать музыку и даже рассматривать картины художников.  •Возраст участников 6-9 лет. Можно и раньше и позже, если будет интерес и желание. Но основной ориентир на 6-9 лет.  Весь материал находится в закрытом профиле инстаграм и на youtube •Всего 60 тем, включающих в себя по 1-3 фото поста с подробным текстом, короткие видео в архиве сторис и 12 записей видео, где я говорю о пройденном за неде

НАША ДОБРАЯ ШКОЛА - ЛИТЕРАТУРИУМ

 Литературиум работает с начала марта этого года. За это время мы познакомились с 6 писателями и их творчеством. Я активно не приглашала новых участников, потому что пыталась прочувствовать формат и объем. С нами прошли путь 150 человек и у всех были свои открытия и находки. В основу программы я взяла авторов и произведения из УМК Школа России 1-4 класс. Эта программа разделена на блоки. На данный момент мы познакомились с Сергеем Аксаковым, Александром Пушкиным, Львом Толстым, Сашей Чёрным, Борисом Житковым и Евгением Чарушиным. С 7 сентября блок продолжит пополняться и нас ждут Лермонтов, Одоевский и Горький. Стоимость первого блока из 9 писателей 1300 рублей (участникам, которые уже прошли часть пути надо доплатить 400 руб за оставшихся 3 писателей) Доступ к материалам бессрочный а закрытом профиле Инстаграм, плюс ссылки на материалы на Яндекс диске и на видео на YouTube. ВИДЕО КАК РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛАМИ ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЕЧАТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ - 1 ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЕЧАТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ - 2 Д

АНАТОМИУМ - Наша Добрая Школа

 Программа АНАТОМИУМ разработана для широкого круга интересующихся. Я бы даже сказала, что все люди в любом возрасте должны знать о строении и функциях своего тела. От этих знаний часто зависит здоровый образ жизни и правильное отношение к своему здоровью. Эта программа появилась благодаря моей долгой учебе сначала в медицинском колледже, а потом в институте на лечебном факультете. Так что анатомию и физиологию я изучила не один раз и сдавала экзамены. Программа состоит из 12 блоков, которые удобно разделить на 12 недель, если вы проходите анатомию методом погружения. Каждая неделя - новая тема- новая система органов. 1. Тело человека - внешнее строение; 2. Клетка и ее строение; 3. Костная система - скелет, кости, череп; 4. Скелет - конечности, позвоночник, грудная клетка; 5. Мышечная система; 6. Пищеварительная система; 7. Дыхательная система; 8. Сердечно-сосудистая система + кровь; 9. Мочевыделительная система; 10. Нервная система и органы чувств; 11. Эндокринная система; 12. практич