Долго я собиралась с мыслями и готовилась к началу занятий по анатомии человека с Сережей, подбирала материалы, книги и интернет ресурсы. И на прошлой неделе поняла, что пора, так захотелось мне рассказать сыну про клетку)))
занятие очень простое, без сильного углубления в тему, просто общие понятия, никаких схем и классификаций. более подробные занятия начну может через год, а может и позже.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1) Презентация на английском, но все очень наглядно и понятно
2) Строим из конструктора человека, как
из клеток-наше тело состоит из клеток, каждая клеточка – это отдельная живая
система.
3) Опыт с луком на стекле и с лупой - Из
чего все построено?
Дом построен из кирпичей, бетона, деревянных балок и стекол, все это
строительные материалы, так и живые организмы состоят из особого строительного
материала – КЛЕТОК. Возьмем луковицу и
разрежем ее, из серединки отделим тоненькую пленочку и приложим ее к стеклу.
Посмотрев на нее через лупу можно увидеть клетки. Клетки содержат
жидкость(плазму) с важными частицами (органеллами) и очень важное ядро(которые
видно только в сильный микроскоп). Снаружи клетка защищена клеточной стенкой.
Наше тело тоже состоит из клеток, но они такие маленькие , что разглядеть их
можно только в мощный микроскоп.
4) Человек из пластилина плоский и
разные крупы-клетки, делаем аппликацию.
5) Функции клеток – дыхание, питание,
выделение, деление и смерть – которые осуществляются за счет маленьких
специальных органелл. Можно попробовать зарисовать.
6) Клетка из желатина и разных пуговок-органелл
7) Домино – формы клеток – найди
сестричку для клеточки
8) С. Шукшина – это что же?
(стихотворение про клетки) из книги
9) Г. Юдин ГЛАВНОЕ ЧУДО СВЕТА – глава 2,
из чего мы сделаны, часть 1.
хорошая книга для малышей, Сережа любит получать информацию в виде истории или сказки, это как раз подходящий вариант, мы даже немного инсценировали главу про клетку
еще книга - ТАЙНЫ АНАТОМИИ
мы ее просто читаем под настроение, если Сережка устал и лежит спокойно слушает, то он легко может послушать и одну главу из этой книги. описано путешествие детей по телу человека. очень интересно. иллюстрации просто потрясающие!
начали мы с поиска клетки с пленочке лука, разрезав луковицу, Сережа сразу поинтересовался, ГДЕ СКЕЛЕТ?)))))) ведь это Чиполлино и он мальчик, должен быть скелет. вот и первый внеплановый вопрос)) обговорили, что это сказочный персонаж, лук-растение.
отделили нужную часть, поплакали от лука и рассмотрели его в лупу. клетки видно, но плохо, нужна более сильная лупа, опыт оказался НЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ.
переходим к модели клетки
это модель клетки из книги Юдина.
в книге он сравнивает клетку с маленьким заводом
а это одна из наших моделей клетки - тоже завод, построили мы эту клетку из лего - крепкие стены - КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
тут же видно человека из лего - каждый блок - это отдельная клетка.
Сережка всех теперь удивляет высказыванием, что человек состоит из КЛЕТОК.
Клетки нужны питательные вещества, которые она захватывает с помощью эндоцитоза - проще говоря, машинка с полезной морковкой заезжает в клетку, оставляет полезный овощ в клетке, а ненужную ботву морковки (продукт переработки) вывозит обратно.
Сереже это очень понравилось. с восторгом рассказал папе вечером и показал.
клеточки очень маленькие и видно их только в очень мощный микроскоп, который мы сделали из рулона от бумажных полотенец и туалетной бумаги. рассматриваем разные клетки и ткани из книги Тело человека
а это клетки из Юдина.
пора поговорить и об устройстве клетки - завариваем заранее желатин - это будет цитоплазма.
квадратная стеклянная миска, ее стенки - это клеточные стенки, разные пуговки - это различные органоиды. я просто их называла, и говорила кратко функции.
1. клеточная стенка, которая окружает клетку извне, защищает ее, придаёт устойчивую форму, предотвращающую от разрушения.
2. цитоплазма - жидкая среда клетки в которой находятся все органоиды.
3. митохондрии - вырабатывают энергию.
4. ядро - главный правитель в клетке.
5. рибосомы - вырабатывают белок
6. лизосомы - переваривают пищу
занятие это оказалось очень увлекательным.
а пока наша модель застывала в холодильнике, мы поиграли в домино - клетки бывают разной формы, это отличный повод повторить геометрические фигуры, помоги клеткам сестричкам встретиться.
на домино Сережу долго не хватает - 2 мин и все. нарисовали мы его сами на плотном картоне.
в книге "я и мое тело" (см выше), есть на каждую тему мини плакатик и задания, что очень удобно. здесь видно, но плохо, картинку с человеком и вокруг клетки-человечки, которые выполняют разные функции- думают, едят, моются и прочее. мы обсудили разные функции клеточек и сделали пластилинового человечка из разных круп-клеток.
такой симпатяга получился)
заметьте, фасолины - это КОСТИ и придумал это Сережа.
в контакте можно найти мультик ГУППИ И ПУЗЫРИКИ - 1 серия про больницу, самая любимая серия, там очень много говорится про скелет.
занятие прошло очень интересно, Сережа явно не скучал, рисовать клетку отказался, попробуем в другой раз. главное, что ребенок вынес- все живое состоит из клеток и клетки разные. думаю, для (почти) трех лет этого достаточно)
Спасибо, что дочитали, надеюсь вам понравилось.
БУДУ РАДА КОММЕНТАРИЯМ.
П.С. я не собираюсь делать из ребенка анатома и запихивать в него насильно знания! все это делается для интересного и полезного совместного времяпрепровождения. мне эта тема очень интересна, поэтому и Сережа может "заразиться" моим интересом и узнать что то полезное.
и сколько он запомнит и что поймет НЕВАЖНО. экзаменовать ни по каким разделам я его не собираюсь)
наши анатомические среды принимают участие в проекте НАУЧНЫЕ ЗАБАВЫ в блоге КРЕАТИВНАЯ ФИЗИКА совместный с КОЛЛЕКТИВНЫМ БЛОГОМ МАМ
Замечательное занятие по клетке! Просто супер. Спасибо за участие в проекте.
ОтветитьУдалитьК стати, вы стали 40-вым участником, а я обещала по достижении этого числа новый приз разыграть. Так что заходите вскоре посмотреть результаты.
!!!!! ничего себе!!! юбилейное сообщение)))
ОтветитьУдалитьспасибо)
будем и дальше участвовать в ваших проектах!
Насыщенный у вас получился день))
ОтветитьУдалитьУ меня атлас по анатомии ещё со студенчества валяется. Сын поражал знакомых, когда на вопрос, где у тебя сердце, показывал и у себя и у других)) - бабушка, лелея мечту о продолжении врачебной традиции в семье, "читала" с ребёнком этот атлас..
СПАСИБО) бабушки вообще очень трепетно относятся к традиции врачебного образования.
УдалитьЗамечательное занятие ! Очень насыщенное. И очень интересное. Причем и для маленьких ребят, и для начальной школы и актуально, и познавательно, и творчески. Здорово ! Спасибо !
ОтветитьУдалитьспасибо большое) я бы для начальной школы добавила микроскоп и несколько препаратов интересных и более детально рассмотрела строение и функции клетки. но тогда бы занятие было не 1 день, а 2.
Удалитьспасибо) а я у вас про первобытный мир читаю)
ОтветитьУдалить