МИНИ ЛАБОРАТОРИЯ
Для малышей 2-3 лет достаточно просто показать опыт и ничего не
доказывать, можно просто по возможности обсудить происходящее. А детки постарше
могут уже учиться прогнозировать результаты, можно попробовать перед опытом
вместе ответить на вопросы – что нужно сделать?
Что произойдет? Какие результаты получим? Почему? Стараемся стимулировать
речь ребенка, используем много прилагательных и глаголы.
У кого есть
дача, тем можно будет на территории поставить столик для экспериментов и там
проводить различные опыты. Мы же возьмем с собой –
1. Стеклянную банку
2. Сачок
3. Фонарик
4. Лупу
5. Пинцет
Несколько планируемых опытов
РАСТЕНИЯ
1. Для начала проведем простое наблюдение,
живая и неживая природа. В чем отличия? Живое – растет, размножается, питается
и выделяет продукты обмена, умирает, это касается и животных и растений. Но
животные еще и передвигаются. А растения не могут этого.
Неживое – (камни, песок,
вода и т.д.) – ничего этого не может, чтобы камень начал двигаться его нужно
кинуть и толкнуть. И уж точно, камни не едят)))
2. Из чего все построено?
Дом построен из кирпичей,
бетона, деревянных балок и стекол, все это строительные материалы, так и живые
организмы состоят из особого строительного материала – КЛЕТОК. Возьмем луковицу и разрежем ее, из серединки
отделим
отделим тоненькую
пленочку и приложим ее к стеклу. Посмотрев на нее через лупу можно увидеть
клетки. Клетки содержат жидкость(плазму) с важными частицами (органеллами) и
очень важное ядро(которые видно только в сильный микроскоп). Снаружи клетка
защищена клеточной стенкой. Наше тело тоже состоит из клеток, но они такие
маленькие , что разглядеть их можно только в мощный микроскоп.
3. Из чего состоит клетка растения?
Возьмем листик петрушки
или другой пряной травки и разотрем его на белом листе бумаги, бумага
окрасилась в зеленый цвет. Почему? В клетках растений содержится очень важное
вещество – ХЛОРОФИЛЛ, оно имеет зеленую окраску. Когда мы растерли листик, мы
разрушили клеточные стенки и хлорофилл вышел наружу, окрасив наш лист.
Хлорофилл нужен растениям
для получения энергии, он собирает солнечный свет , необходимый для выработки
глюкозы, которой растение питается.
4. Если заклеить часть листика пластырем
и оставить так на неделю, то после, отклеив аккуратно пластырь, можно увидеть,
что под ним листик гораздо светлее. Хлорофилл не получал солнечный свет и не
вырабатывал глюкозу, а просто разрушался, а без глюкозы не образуется новый
хлорофилл.
5. Как пьют цветы?
Необходимо
сорвать(исключительно для опыта) белый цветок, думаю, ромашка подойдет и
поставить его в воду с красителем. Через несколько часов лепестки белого цветка
окрасятся в цвет воды. В стебле есть тоненькие трубочки, по которым вода
поступает ко всем частям растения.
6. Еще интересный опыт, почему семена не
прорастают прямо в яблоках???
Нам понадобится 2
тарелочки, в одну мы на дно положим дольку яблока и накроем его ватой или
бумажной салфеткой. А во вторую мы просто положим вату или салфетку. Обе
салфетки намочим и сверху распределим семена (например, кресс салата – он очень
хорошо и быстро растет). Поставим на солнышко и будем поливать, через дней 5
будет точно видно, что над яблоком ростков не будет, а в тарелке без яблока
будет множество росточков, так как мякоть плодов содержит специальные вещества,
препятствующие прорастанию семян.
ЖИВОТНЫЕ
1. Наблюдение за дождевыми червями
Эти черви живут под
землей и наружу выползают после сильных дождей, но не из-за любви к дождю, а
из-за того, что их подземные ходы затапливает)
Попробуем в стеклянной
банке сделать домик для червяков, на дно насыпем песок, свержу земли, смочим
землю и запустим червей. Сверху положим тертое яблочко. Через какое то время
яблоко исчезнет, так как черви в процессе жизнедеятельности перекапывают всю
землю и яблоко окажется где-нибудь в середине банки. Перекапывая землю, червяки
обогащают землю кислородом. И еще, важно накрыть банку полотенцем, снимать его
только на время наблюдений.
ВАЖНО!!! Не забудь
выпустить червей на волю!
2. слышат и видят ли улитки?
На одноразовую тарелку
выкладываем песок, камешки, палочки и травку, мочим все это и выпускаем улитку.
Как только улитка освоится, громко хлопаем – она не реагирует никак, у нее нет
ушей.
Берем коробку от обуви,
смачиваем дно водой, половину коробки затеняем с помощью крышки и запускаем
улитку в освещенную часть , когда улитка освоится, светим на нее фонариком –
улитка уползает в тень. На длинных рожках у нее есть глазки, которые различают
свет, тень и движение. Засуха опасна для улитки и она отползает в тенек.
ВАЖНО!!! Отпустить улитку
в тенечек после эксперимента!
3. Муравьиная тропа
Опыт проводим недалеко от
муравейника, берем белый картон и смоченным кусочком сахара рисуем извилистую
тропинку. Прижимаем картон камешками и наблюдаем. Сахар растворяется и выделяет
пахучие вещества в воздух. Муравьи воспринимают запах антеннами и бегут к
муравейнику по пути выделяя пахучие вещества в воздух, информируя своих братьев
о том, что поблизости есть корм. Прибегает много муравьев, которые бегают по
сладкой дорожке.
ВАЖНО!!! Убрать картонку и весь мусор
после себя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий