пятница, 10 мая 2013 г.

МИНИ ЛАБОРАТОРИЯ (игры на природе часть 2)


МИНИ ЛАБОРАТОРИЯ
Для малышей 2-3 лет достаточно просто показать опыт и ничего не доказывать, можно просто по возможности обсудить происходящее. А детки постарше могут уже учиться прогнозировать результаты, можно попробовать перед опытом вместе ответить на вопросы – что нужно сделать?
Что произойдет? Какие результаты получим? Почему? Стараемся стимулировать речь ребенка, используем много прилагательных и глаголы.
У кого есть дача, тем можно будет на территории поставить столик для экспериментов и там проводить различные опыты. Мы же возьмем с собой –
1.    Стеклянную банку
2.    Сачок
3.    Фонарик
4.    Лупу
5.    Пинцет
Несколько планируемых опытов
РАСТЕНИЯ
1.    Для начала проведем простое наблюдение, живая и неживая природа. В чем отличия? Живое – растет, размножается, питается и выделяет продукты обмена, умирает, это касается и животных и растений. Но животные еще и передвигаются. А растения не могут этого.
Неживое – (камни, песок, вода и т.д.) – ничего этого не может, чтобы камень начал двигаться его нужно кинуть и толкнуть. И уж точно, камни не едят)))
2.    Из чего все построено?
Дом построен из кирпичей, бетона, деревянных балок и стекол, все это строительные материалы, так и живые организмы состоят из особого строительного материала – КЛЕТОК.  Возьмем луковицу и разрежем ее, из серединки отделим
отделим тоненькую пленочку и приложим ее к стеклу. Посмотрев на нее через лупу можно увидеть клетки. Клетки содержат жидкость(плазму) с важными частицами (органеллами) и очень важное ядро(которые видно только в сильный микроскоп). Снаружи клетка защищена клеточной стенкой. Наше тело тоже состоит из клеток, но они такие маленькие , что разглядеть их можно только в мощный микроскоп.
3.    Из чего состоит клетка растения?
Возьмем листик петрушки или другой пряной травки и разотрем его на белом листе бумаги, бумага окрасилась в зеленый цвет. Почему? В клетках растений содержится очень важное вещество – ХЛОРОФИЛЛ, оно имеет зеленую окраску. Когда мы растерли листик, мы разрушили клеточные стенки и хлорофилл вышел наружу, окрасив наш лист.
Хлорофилл нужен растениям для получения энергии, он собирает солнечный свет , необходимый для выработки глюкозы, которой растение питается.
4.    Если заклеить часть листика пластырем и оставить так на неделю, то после, отклеив аккуратно пластырь, можно увидеть, что под ним листик гораздо светлее. Хлорофилл не получал солнечный свет и не вырабатывал глюкозу, а просто разрушался, а без глюкозы не образуется новый хлорофилл.
5.    Как пьют цветы?
Необходимо сорвать(исключительно для опыта) белый цветок, думаю, ромашка подойдет и поставить его в воду с красителем. Через несколько часов лепестки белого цветка окрасятся в цвет воды. В стебле есть тоненькие трубочки, по которым вода поступает ко всем частям растения.
6.    Еще интересный опыт, почему семена не прорастают прямо в яблоках???
Нам понадобится 2 тарелочки, в одну мы на дно положим дольку яблока и накроем его ватой или бумажной салфеткой. А во вторую мы просто положим вату или салфетку. Обе салфетки намочим и сверху распределим семена (например, кресс салата – он очень хорошо и быстро растет). Поставим на солнышко и будем поливать, через дней 5 будет точно видно, что над яблоком ростков не будет, а в тарелке без яблока будет множество росточков, так как мякоть плодов содержит специальные вещества, препятствующие прорастанию семян.
ЖИВОТНЫЕ
1.    Наблюдение за дождевыми червями
Эти черви живут под землей и наружу выползают после сильных дождей, но не из-за любви к дождю, а из-за того, что их подземные ходы затапливает)
Попробуем в стеклянной банке сделать домик для червяков, на дно насыпем песок, свержу земли, смочим землю и запустим червей. Сверху положим тертое яблочко. Через какое то время яблоко исчезнет, так как черви в процессе жизнедеятельности перекапывают всю землю и яблоко окажется где-нибудь в середине банки. Перекапывая землю, червяки обогащают землю кислородом. И еще, важно накрыть банку полотенцем, снимать его только на время наблюдений.
ВАЖНО!!! Не забудь выпустить червей на волю!
2.    слышат и видят ли улитки?
На одноразовую тарелку выкладываем песок, камешки, палочки и травку, мочим все это и выпускаем улитку. Как только улитка освоится, громко хлопаем – она не реагирует никак, у нее нет ушей.
Берем коробку от обуви, смачиваем дно водой, половину коробки затеняем с помощью крышки и запускаем улитку в освещенную часть , когда улитка освоится, светим на нее фонариком – улитка уползает в тень. На длинных рожках у нее есть глазки, которые различают свет, тень и движение. Засуха опасна для улитки и она отползает в тенек.
ВАЖНО!!! Отпустить улитку в тенечек после эксперимента!
3.    Муравьиная тропа
Опыт проводим недалеко от муравейника, берем белый картон и смоченным кусочком сахара рисуем извилистую тропинку. Прижимаем картон камешками и наблюдаем. Сахар растворяется и выделяет пахучие вещества в воздух. Муравьи воспринимают запах антеннами и бегут к муравейнику по пути выделяя пахучие вещества в воздух, информируя своих братьев о том, что поблизости есть корм. Прибегает много муравьев, которые бегают по сладкой дорожке.
ВАЖНО!!! Убрать картонку и весь мусор после себя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ГеографиУм - 5,6 - пробный урок для 5 и 6 классов

Здравствуйте, дорогие друзья! Логичным продолжением Окружариумов становится программа по географии (и по биологии тоже - Ботаникум и Зоологи...