пятница, 9 мая 2014 г.

Монтессори материалы своими руками - штанги.

Приветствую всех! Недавно мы с Сережей были в магазине Монтессори-материалов. Не секрет, что стоят они очень дорого - Монтессори материалы. И очень они мне нравятся, такая гладкая древесина, тяжелые кубики, блеск краски, ничего лишнего, но дорого. Конечно, они стоят своих денег, но если их приобретать на группу детей, а не на одного ребенка.
Рассмотрев все хорошенько, я решила сделать штанги Монтессори. 
Этот материал есть в группах Монтессори в нескольких вариантах- красные штанги, красно-синие числовые штанги и такие же штанги, но наcтольный вариант.

КРАСНЫЕ ШТАНГИ - расположены в зоне сенсорного развития,  относят их к материалу, утончающему зрение. Но ребенок с помощью этих штанг знакомится с математикой и даже, с десятичной системой исчисления. Самая маленькая штанга имеет длину 10 см, далее, каждая следующая увеличивается на 20 см и так до 1 метра. Итого, в наборе 10 штанг. 
Что мне нравится, что такой крупный материал обязательно стимулирует двигательную активность ребенка. Это не просто занятие, сидя за столом, а настоящая разминка. Объясню почему. Штанги располагаются на отдельной полке, ребенок, решив с ними поработать, расстилает на полу рабочий коврик, идет к полке за штангами, берет 1 левой рукой за левый конец, а правой-за правый и несет двумя руками к рабочему месту, наклоняется и аккуратно кладет штангу. Так ребенок совершает 10 прогулок от полки до коврика. Перенося штанги именно таким способом, ребенок ощущает, как увеличивается длина штанг, как увеличивается вес, координирует свои движения. Далее, выстраивается лесенка от большей к меньшей штанге или наоборот, начиная с левого верхнего угла коврика. Здесь косвенно включаются понятия "длиннее-короче", процесс сравнивания, ребенок сосредотачивается. После того, как штанги превратятся в лесенку, легко проверить правильная ли она - ступеньки должны меняться равномерно, получается ровный угол. Это уже внутренний контроль ошибки, одно из важных правил материалов, которые относят к методу Монтессори.
КРАСНО-СИНИЕ числовые штанги - материал из зоны математических способностей, введение в числа от 1 до 10. Штанги имеют те же самые размеры, но они поделены синей и красной красками на отрезки по 10 см. Самая короткая штанга - красная 10 см. Далее, каждая штанга начинается с красного отрезка, за которым идет синий и т д. 
Выкладывая штанги от самой длинной до самой короткой называем их - штанга 1, штанга 2 и т д , пересчитываем отрезки, начинаем выкладывать с верхнего левого угла рабочего коврика.
Настольные штанги устроены так же, но они гораздо меньше и умещаются на столике.

Далее, можно всячески дополнять этот материал: карточками с цифрами, простыми задачками, играми в мостики, можно просто ходить по штангам голыми ногами и отмерять шаги, выкладывать картинки и прочее. Это уже не в духе классической школы Монтессори, но мы на это и не претендуем)

И вот, посетив магазин Монтессори-материалов я уехала с пустыми руками, но с "полной" головой! На следующий день мы отправились в строительный гипермаркет OBI, там я присмотрела подходящие бруски, выбор огромный. Потом мы пошли и проверили, работает ли распил ( его делают бесплатно). Подсчитав сколько брусков мне понадобится ( я на всякий случай взяла 4 и пыталась выбрать поровнее), мы отправились с Сережиком на распил. Сам этот поход уже полезен ребенку, запах дерева, участие в создании материала, можно наблюдать за процессом распила. Сложнее всего было объяснить мастеру, что мне нужно) но как то мы нашли общий язык и через пару минут нам завернули наши драгоценные штанги ( кстати, один брусок 2 метров стоит всего 29 р!). Мастер пытался выяснить, что де это будет, но я не стала вдаваться в подробности) вооружившись самой крупной наждачной бумагой и маленькими малярными кистями, мы отправились дальше. В рукодельном магазине приобрели банку белого акрилового грунта и по баночке синей и красной акриловой краски. Принесли все это богатство домой.

Для начала нужно зашкурить бруски до гладкости, потом покрыть грунтом, дать просохнуть, разделить карандашом на отрезки по 10 см и покрыть краской. Я сначала сделала красные отрезки, а потом синие. Тоненькой кистью доработала мелочи. После высыхания, можно покрыть акриловым лаком, но мне хотелось опробовать штанги и я решила обойтись без этого завершающего шага. Может быть позже я и покрою их лаком.
Работать с акриловыми красками очень просто, цвета яркие, покрытие плотное, помните, что их не нужно разбавлять водой!

Я результатом довольна, Сережа тоже. Раз в день мы вместе достаем штанги и работаем с ними как я писала выше, а еще читаем про каждую цифру стихи, ходим по мостикам и убираем вместе. Сережа ассоциирует эту игру со стройкой и ему нравится вместе переносить строительный материал.  Метровую штангу двумя руками за разные концы ему не взять, попытки вызывают бурю веселья. Не знаю, как долго мы будем играть с этим материалом, но в любом случае, мне будет не жаль его, когда он станет не актуален, ведь потрачено на него не 4 тыс.
Надеюсь, что этот рассказ будет вам полезен)

П. С. Зимой я сделала розовую башню, еще один из классических материалов Марии Монтессори. Об этом я рассказывала в проекте МОНТЕССОРИ ПЕРЕМЕНКА в школе учимся играя у Марии Костюченко. Если вам интересно, если вашему малышу до 3 лет, если вы не знакомы с методом Монтессори, если знакомы и не знаете как применить его дома, то приглашаю вас присоединиться к проекту.

2 комментария:

  1. Колоссально! Вот это процесс...Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Супер!!!! И сделать вроде не сложно, надо будет попробовать). Спасибо!

    ОтветитьУдалить

ГеографиУм - 5,6 - пробный урок для 5 и 6 классов

Здравствуйте, дорогие друзья! Логичным продолжением Окружариумов становится программа по географии (и по биологии тоже - Ботаникум и Зоологи...