вторник, 8 ноября 2016 г.

Неделя 9. БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ - 1. Возникновение Вселенной.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я знаю, что многие очень давно ждут от меня пост про БОЛЬШИЕ ИСТОРИИ МОНТЕССОРИ. И похоже, что я созрела и готова поделиться. 




Дело в том, что я не могу просто взять и выложить сюда тексты историй, они авторские и это будет нарушением правил. Поэтому я просто в общих чертах изложу материал и расскажу план каждой истории.  Но я уже перерабатываю тексты и поделюсь ими от себя.
Большая история - это театрализованный рассказ. Во время рассказа педагог показывает, дает потрогать разные предметы и беседует со слушателями. Дети воспринимают историю не только на слух и визуально, но и тактильно. А также проделывают опыты по теме. Всего Мария Монтессори и ее сын Марио оставили 5 больших историй - о возникновении Вселенной, о возникновении жизни на Земле, о людях на Земле, о возникновении письменности и о возникновении математики. А также несколько малых историй о растениях, о геометрических телах, об измерениях. Я очень долго искала все тексты и описания (несколько лет), если вы хорошо владеете английским языком, то смело переходите на самый полный сайт с историями http://www.missbarbara.net/greatlessons.html. Я переводила, пробовала что то делать дома, но наиболее полное представление о том, как проходят Большие истории в классе я получила в Монтессори школе Михайловой на курсе для родителей и педагогов - Большие истории.  



Сегодня речь пойдет о первой истории. Возникновение Вселенной. Под эту историю выстраивается вся среда, лаборатории и мастерские. Педагог рассказывает и показывает: большой взрыв, говорит о скорости света, о размерах Солнца и Земли, о трех состояниях веществ - газ, жидкость, твердое состояние, плавление веществ, о стремлении горячего вверх, а холодного вниз, об остывании Земли, образовании пленки - литосферы, о вулканах, о формах жидкости, о давлении воды, о распространении газообразных веществ.



 В мастерских дети делают слои Земли из пластилина, вулканы из гипса, карты мира из фетра, макеты форм земли и воды, модель солнечной системы и многое другое, на что у педагога хватает фантазии. В лаборатории плавят парафин и делают опыты с вулканами. Мастерские и лаборатории могут сопровождаться беседами по теме. Среда класса космического воспитания наполнена материалами по теме. Например, модель Земли в разрезе, модель Солнечной системы, карточки и книги о строении Земли, наборы с различными минералами, карточки с их изображениями и названиями, а также мини книги для чтения и переписывания.
Дома реализовать все это в полном объеме невозможно, да и не нужно. Можно просто на основе всего этого проводить беседы с небольшими показами. Чем мы и занимаемся)
У меня почти нет фото с этих бесед, потому что я не могу отвлекаться на съемку. Нужно полностью погружаться в историю. После хорошо смотреть фильмы и читать книги по теме.
Главное, что говорит педагог - ВСЕ ЭТО ЛИШЬ ВЕРСИЯ и как было точно никто не знает. У первой истории есть 2 версии Божественная и обычная. Божественную версию и еще 2 истории вторую и третью можно найти в книге МАЛЫШИ И КУЛЬТУРА.



Вспомогательные материалы можно найти в альбоме Я УЧУСЬ С МОНТЕССОРИ пост о нем можно прочитать ЗДЕСЬ.


Вот небольшой кусочек истории. 


Лаборатория и мастерская работают во всю. Самым сложным и "грязным" оказалось изготовление материала геохронология Земли. С помощью цветной глины мы попытались сделать слои Земли. Пока что макет в работе. 


Как всегда, очень помогает книга ПОД ЗЕМЛЕЙ. ПОД ВОДОЙ.


Здесь вы видите Монтессори ленту возникновения жизни на Земле. Это вторая история, но мы уже несколько раз проговаривали первую историю, поэтому вторая и первая у нас идут параллельно. Эту ленту можно скачать ЗДЕСЬ. Тектонические плиты скачиваем ЗДЕСЬ А книга с динозаврами и слоями - геохронология -  Очень актуальна именно в 6 лет стала. 


Строение Земли. Модель из пластилина. Разрезать лучше всего получившийся шар ниткой, а не ножом. 


Из геолого-разведочного музея у нас есть вот такие окаменелости и Сережа устроил музей) Рассказывает про экспонаты. Про музей я рассказывала недавно)
Скелет с раскопок попался вот из такого набора 
Но его пластиковые инструментики не справились с гипсом. Пришлось орудовать настоящим молотком и отверткой. Сережа 2-3 недели его выдалбливал.
Этот набор в яйце, а есть вариант подешевле, яйцо то роли в раскопках не играет)


Кстати, в лабиринте оказалось довольно много штук про динозавров этой фирмы
 
 
А есть фигурки динозавров
  
Фигурки можно прятать в шариковый пластилин, формируя из него яйцо. Сережа до сих пор любит такие сюрпризы))) Пластилин тоже нашелся здесь
Но динозавры должны появиться только во второй истории))) 
Поэтому возвращаемся к Земле. Движение тектонических плит. С помощью пластилина показываем виды смещения плит и что из этого получается. 


И потихоньку переходим к минералам


Традиционные раскопки в кинетическом песке) Это может длиться бесконечно. А еще во многих торговых центрах поставили такие песочницу с минералами. вот такие
И там можно купить такие  коллекции 



А я жду по теме одну книгу из букинистики))) надеюсь, скоро покажу))) и вот такие карточки
И вдоль и поперек изучили артэнциклопедию 

Из интересного по теме камней и возникновения жизни есть еще 2 книги, но их еще не держала в руках
 эта книга, судя по отзывам, для детей постарше
 вот эта обещает быть интересной
 и про камни

Что было кроме историй на этой неделе.
Синички!!! Они прилетают к нам поесть))) а мы за ними наблюдаем.

Синички прилетают чаще, когда идет снег. Они прилетают в одно и тоже время. Умеют чистить семечки)

Перечитывали выборочно главы из книги, пост про нее ЗДЕСЬ


Сережа сам читает замечательную книгу для самостоятельного чтения ЛИС И ЗАЙКА - это супер!!!




Еще мы практиковались в рассказывании историй по кубикам историй "Путешествия".


Опять же, так как я шью анатомию из фетра, Сережа активно ее изучает и помогвет мне)))


Главное событие недели - СНЕГ! СНЕЖИЩЕ!!!

Всю неделю мы смешивали разные составы для лепки)))
а еще пытались сделать тектонические плиты, которые будут двигаться по магме. Плиты из плавающего пластилина, а магма из неньютоновской жидкости))) Эксперимент не удался, но было весело))) Только пришло в голову, что для магмы лучше подойдет Лизун)


1. Неньютоновская жидкость - классная вещь. Если с ней действовать быстро, то она твердая. А если медленно, то жидкая. Если сделать целую ванну, то можно даже бежать по жидкости! Мы видели в Галилео )))


Рецепт простой, крахмал и вода. Говорят, надо 1:1 брать. Но я советую вливать воду и потихоньку перемешивать и добавлять воду. Переборщить легко, тогда добавьте еще крахмал. Можно подкрасить любой краской. Ощущения от игры с этой неньютоновской жидкостью неповторимые. Мы попробовали сделать светящуюся жидкость, но вышло не очень. Но смешно.
Дальше под номером 2 лизун. Наш покупной. Можно сделать самому из клея пва и буры в глицерине. Но он очень пахнет клеем. И если попадает на одежду, то все( поэтому проще купить лизуна в ларьке роспечати))) штука очень интересная, холодная, убегающая и все захватывающая. Интересно ведет себя в воде.
Третья смесь это крахмал и бальзам для волос. Про соотношения не скажу, добавляете на глаз и месите. Получается интересная смесь. Которая и тянется и ломается. Приятно пахнет и не сушит руки.
А четвертая штука это то, что не получилось. В воздушный шарик насыпаете желатин, капельку красителя, пропускаете горячую воду и натягиваете шарик на кран, когда льётся кипяток. Налить надо примерно 200 мл. Так что действовать надо быстро. Далее выпускаем воздух и завязываем шарик. Потом часик трясем шарик и мнем желатин. Надо чтобы он растворился. Потом на ночь в холодильник. Самое сложное, вытащить желатиновый шар из шарика. Надо на секунду положить его в горячую воду. Вынуть. Срезать пуцку и шар должен выскочить. Но у нас он начинает ломаться и получается куча желе. Делали 2 раза.
Но если все желе измельчить, то получается безопасный гидрогель. Его приятно мять, можно сделать снег, море и прочее. Зависит от цвета красителя. А можно взять его в ванну и там варить суп, а потом высыпать таз желе на голову и хохотатьхохотатьхохотать😂


Пост про пластилин


Самые любимые фирмы Луч и кох-и-нор.
Если нужен просто пластилин, то беру пластилин  Луч "Мультики" (его нет на фото). Цвета у него не самые чистые. Сережа его не очень любит. Ему нравится кох-и-нор как на фото. Левая коробка и верхняя красная упаковка одинаковые по свойствам. Достаточно мягкий, но не растекающийся пластилин. Можно лепить объемные фигурки. Очень красивые и чистые цвета. А вот восковой пластилин слишком мягкий. Его лучше брать на аппликации. Но и просто мять его пальцами очень приятно. А  плавающий пластилин  действительно плавает. Можно лепить в ванне) или слепить рыбок.  Светящийся еще не пробовали. Расскажу потом)



Лепили по этой книге

А это игры в ванной 


1.  Плавающий пластилин. Уже рассказывала про него. Очень классный. Яркие и красивые цвета. Можно налепить рыбок и сидеть, как в море.
2. Воду в ванне проще всего подкрасить морской солью. Не знаю полезен ли краситель, но морская соль и хвойный экстракт точно не вредные. И в качестве ингаляции для "сопливых" будут полезны.
3.  Мелки для рисования в ванне.  Они рисуют на кафеле и самой ванне. Можно нарисовать, например, дом с окошками и пожаром в них и тушить с помощью прыскалки пожар. Отмываются эти мелки хорошо обычной губкой, но лучше запастись меламиновой губкой. Она отлично моет все вокруг без средства, а только водой.
4. Сама прыскалка - вещь в ванне незаменимая))) во-первых, это весело - обстреливать друг друга) Во-вторых, ей можно тушить "пожар" (см выше))) В-третьих, можно выстроить на краю пластиковые флаконы шампуней и гелей и обстреливать их. А можно взять разные емкости: пластиковые, стеклянные, металлические, поставить их к стенке и играть музыку с помощью струи воды из прыскалки. Получается очень забавно🎼
Такие вот игры случились у нас сидя дома)



Читали мы ВОЛШЕБНЫЙ МЕЛОК, расскажу о ней на днях.

Из аудио книг ничего нового не слушал Сережа. Опять слушает на ночь Денискины рассказы и Эмиля.
А это новое приложение. Очень интересное. О растениях, природе и временах года. 


Старенькие посты по теме



Спасибо, что читаете до конца)))
Посмотреть прошлые 8 недель можно по тэгу #домашнее/семейное обучение

П. С. Еще я забыла написать, что мы лопали шарик апельсином, смотрели, как плавает апельсин с кожурой и без, делали ракеты из чайных пакетиков и что то еще.

1 комментарий:

  1. Алина!!! Просто нет слов!)
    Огромное спасибо, что делишься опытом, материалами, ссылками!
    Просто бесценно!

    ОтветитьУдалить

ГеографиУм - 5,6 - пробный урок для 5 и 6 классов

Здравствуйте, дорогие друзья! Логичным продолжением Окружариумов становится программа по географии (и по биологии тоже - Ботаникум и Зоологи...